Статьи
« Назад«Готовимся к школе!» Советы психолога родителям. 01.11.2019 17:21Психологическая подготовка к школе – это залог успешной адаптации первоклассника. Психологическая готовность к школе – это своеобразный фундамент здания, чем крепче и надежнее он будет, тем качественнее будет постройка. По своей структуре психологическая готовность к школе – это комплексный процесс, включающий: мотивационный, интеллектуальный, личностный, социальный, эмоционально-волевой компоненты. На этапе подготовки к школе формирование интереса и желания учиться является важнейшим аспектом. Мотивационная готовность – может быть внешней (красивый портфель, яркие тетради, отличные отметки и т.д.) и внутренней (желание узнавать новое, любознательность и интерес к неизведанному, а также новый статус школьника со всеми атрибутами). Именно внутренние познавательные и социальные мотивы формируют устойчивый интерес к процессу обучения. Советы для родителей: Все упоминания о школе должны быть позитивными. Можно предложить ребенку поиграть в школу. Когда ребенок выбирает роль ученика, он формирует готовность к школьному обучению. Личностная готовность – это набор качеств, которые обеспечивают ребенку успешность и активность в роли ученика. Важными являются: соблюдение правил поведения, признание авторитета взрослых, понимание, что хорошо, а что плохо, адекватная самооценка, стремление к самостоятельности. Советы для родителей: необходимо установить четкие семейные правила и обозначить, что последует, если их не выполнять (наказания должны быть адекватными, например, отменить просмотр мультфильма). Также, важна совместная игровая и трудовая деятельность, для развития сотрудничества. Социальная готовность – это прежде всего навыки общения со сверстниками и со взрослыми, умение слушать и принимать чужое мнение, соблюдение норм общения. Советы для родителей: дети, посещающие детский сад имеют преимущество в социальной готовности, поэтому важно для «домашних» детей обеспечить достаточное общение со сверстниками. Необходимо предоставить достаточную свободу в выстраивании взаимоотношений со сверстниками, предлагать сюжетно-ролевые игры: врач-пациент, водитель-пассажир и т.д. Интеллектуальная готовность – это развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи дошкольника. Формируется умение различать частное из общего, различение основных цветов, ориентация во времени и пространстве, умение наблюдать и произвольно воображать. Советы для родителей: игры и развивающие занятия могут формироваться с помощью совместной деятельности с родителями, например, можно вместе собирать паззл, вырезать и делать аппликации, анализировать рассказы, отвечать на вопросы о смысле текста, пересказывать и составлять собственные небольшие повествования 4-5 предложений. Также, необходимо повторять дни недели, времена года, фрукты/овощи, свою фамилию, имя, отчество, город и адрес. Тренировать способность ребенка заниматься одним видом деятельности не менее 20 минут. Эмоционально-волевой компонент - это способность понимать собственные чувства и учитывать чувства других, контроль своих эмоциональных состояний, также, способность доводить начатое дело до конца и выполнять не очень привлекательное задание, определенное количество времени, усидчивость. Советы для родителей: задания должны быть привлекательными для ребенка, в игровой форме стоит преподносить эмоционально насыщенный материал, постепенно включая в него менее привлекательные, но обязательные для выполнения задания. Беседуя с детьми о книгах, фильмах, жизненных ситуациях родители получают возможность сформировать у детей такие сложные эмоции, как сострадание, жалость, развивать эмоциональный интеллект. Настольные игры – это «палочка-выручалочка» для родителей. В процессе игры формируется усидчивость, умение соблюдать правила и контроль своих действий и выражения эмоций. Самое главное, что стоит помнить родителям будущих первоклассников, занятия по подготовке к школе должны быть регулярными и проводиться не только специалистом, но и иметь закрепление в домашних условиях. Важно поддерживать позитивный образ школы, формировать саморегуляцию, свободную речь, волевые усилия, оказывать поддержку дошкольнику в выполнении заданий, но не стремиться сделать их вместо него, стоит проявить терпение и дать возможность ребенку стать самостоятельным. Психолог Румянцева Наталья Владимировна
|