Статьи
« НазадДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ 22.04.2025 00:00ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Возрастные кризисы — переломные моменты в развитии человека при переходе от одного возрастного этапа к другому. Избежать закономерных переходов от одного этапа жизни к другому без ломки чего-то старого невозможно. Однако, кризис — это не угроза катастрофы, а лишь поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к нему на определённом этапе развития. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребёнок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчётливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребёнка людей, оно связано с изменением поведения, появлением непослушания. Ребёнок выходит из-под контроля взрослых, наблюдаются эмоциональные вспышки, капризы, конфликты с близкими. Иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Рассмотрим динамику переходов от одного возраста к другому.
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ Связан с резким изменением условий жизни. Ребёнок из комфортных привычных условий попадает в тяжёлые (новое питание, дыхание). Адаптация ребёнка к новым условиям жизни.
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА Связан с увеличением возможностей ребёнка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление эмоциональных реакций. Вспышки эмоций, как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ Граница между ранним и дошкольным возрастом. Это пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения, с содержанием.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ Проявляется в том, что у ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Открытие знания новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Цепь неудач или успехов (в учёбе) переживаемых ребёнком, приводит к формированию устойчивого аффективного (повышенно–эмоционального) комплекса, чувства неполноценности, унижения, оскорблённого самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Происходит утрата детской непосредственности, импульсивности. Ребенок начинает более или менее адекватно оценивать будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Это внешние особенность так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребёнок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ) Связан с перестройкой организма ребёнка – половым созреванием. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчётливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности: ребёнком остро переживаются все изъяны, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться к любому специалисту нашего Центра — будем рады вам помочь!
Наш адрес: ул. Севастьянова, д. 1, лит. А тел.: 409-88-55 www.cspsd-mr.ru www.vk.com/cspsdmr
Селезнёва Анна Александровна, специалист по социальной работе организационно методического отделения СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Московского района» |





