Статьи

« Назад

«Клуб Пап» как основная форма гармонизации внутрисемейного взаимодействия.  23.03.2014 01:11

 В настоящее время отцы – одиночки, т.е. отцы, воспитывающие своих детей самостоятельно – явление, довольно распространенное в обществе. Все чаще эта тема обсуждается на различных встречах, объединяющих представителей различных социальных организаций, общественных движений, занимающихся помощью одиноким отцам, собраниях самих пап. Хотя одинокие отцы, как и одинокие матери, относятся к категории неполных семей, специфика работы различна.
 Первичной проблемой отцов, которым выпало одним растить детей, становится психологическая растерянность и состояние стресса в ситуации, когда они остаются один на один с ребенком. В отсутствие второго родителя взаимопонимание с отцом для ребенка становится определяющим. Однако, как упоминалось в работе И.С.Кона [1], проблема и заключается в том, что вследствие гендерных представлений о роли отца как добытчика, у мужчины зачастую не только не налажен непосредственный контакт с ребенком, но и отсутствует представление о важности этого контакта, как основы для правильного понимания потребностей своего ребенка и их реализации. Следовательно, главным, на наш взгляд, является способность и умение отца наладить полноценный контакт со своим ребенком так, чтобы максимально восполнить отсутствие матери. Для этого деятельность специалистов, работающих с одинокими отцами, в первую очередь, должна быть направлена на преодоление страха, связанного с ответственностью за ребенка, за его развитие и воспитание, а также установление гармонии в их отношениях. Кроме этого, одинокие отцы остро нуждаются в обеспечении поддержки их интересов в сфере реализации прав в различных государственных структурах наравне с правами одиноких матерей.
 Эти проблемы легли в основу направлений работы, которых придерживаются сотрудники отделения социальной защиты одиноких отцов. Отделение создано в структуре Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Московского района» для эффективной реализации технологий социальной поддержки и помощи отцам, которые самостоятельно воспитывают детей в рамках программы «Демография» в 2009 году.
 Основной задачей отделения является оказание социальной поддержки и различных видов социальных услуг семьям, где дети воспитываются только отцами, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении. На базе отделения оказывается комплексная квалифицированная помощь семьям, как находящимся на сопровождении, так и обратившимся за консультацией.
 Однако, как показала практика работы, дистанционное сопровождение отцов-одиночек не позволяет в полной мере решать весь комплекс имеющихся проблем их семей, так как он связан со сложившимися внутренними психологическими процессами, для коррекции которых необходима организация более тесного взаимодействия с клиентом на регулярной основе, то есть применение иных форм работы.
 Такой формой работы стал «Клуб Пап», открытый в 2010 году. Клубная работа с клиентами, реализованная в «Клубе Пап», направлена на поддержку мужчин в их роли отцов и формирование ответственного отцовства. Задачами клуба явились следующие: - просвещение, психологическая помощь в развитии и поддержании внутрисемейных отношений; - формирование культуры поведения в семье; - формирование психологической компетенции, т.е. комплекса знаний, необходимого для преодоления конфликтов и кризисов в неполной отцовской семье; - обсуждение и выявление проблемных зон, умение конструктивно разрешать конфликты; - развитие взаимоотношений и профилактика роста отчуждённости между членами семьи; - организация совместного досуга отцов и детей.
 Для достижения целей и задач могут использоваться следующие мероприятия: беседы, семинары, групповые занятия с элементами тренинга, тематические праздничные мероприятия, экскурсии. Группа формируется из клиентов отделения, состоящих на социальном сопровождении. Как правило, это 5-6 отцовских семей с детьми. Продолжительность каждой встречи – 1,5 - 2 часа. Занятия проводят ведущие - два специалиста отделения одиноких отцов. Основной ведущий (им, как правило, является психолог) организует встречу, информирует участников о ее дате и времени.
 На первичном этапе работы не было полной уверенности, что этот проект просуществует долгое время. Однако с течением времени удалось заинтересовать тех отцов, которые чувствовали необходимость в психолого-педагогической поддержке. Эти мужчины начали приходить на занятия, делиться свои­ми чувствами, интересоваться возможностями своего участия в жизни детей. Для многих доверительная атмосфера групп стала благоприятной средой для решения важных личностных проблем. В круг таких вопросов входят, прежде всего, вопросы воспитания, общения с ребенком, ответственности за будущее ребенка и влияние среды, а кроме того, отно­шения с родственниками, трудности на работе и пр.
 В индивидуальной работе с одинокими отцами суще­ствуют различные трудности: далеко не все мужчины охот­но «идут на контакт», многие не готовы к обсуждению своих проблем, имеют тенденцию «не замечать» проблемы или перекладывать ответственность за воспитание ребенка на школьных педагогов и других специалистов. В целом ряде случаев это было связано с устоявшимся гендерным стереотипом, когда мужчины склонны отказываться от пси­хологической помощи. Важно было показать мужчинам, что они не одиноки в своих проблемах, так как многим людям не хватает времени, опыта и умений в воспитании ребенка. В такой ситуации группа взаимопомощи стала мощным ре­сурсом для оказания эмоциональной поддержки, личностно­го развития и оптимальной моделью для социальной работы с этой категорией населения.
 Работа клуба «Клуб Пап» проходит в демократичной атмо­сфере: участники имеют возможность свободно высказать свою точку зрения, отсутствуют директивные мето­ды и негативные оценки со стороны ведущих. С другой сторо­ны, цикл занятий включает темы, наиболее актуальные для клиентов отделения: особенности детско-родительских отношений, физическое и психологическое развитие ребенка, способы общения с «трудными детьми», пути преодоления возрастных кризисов.
 В работе клуба используются технология взаимопомощи. Одинокие отцы могут свободно поделиться проблемой с собеседниками, обмениваться информацией по актуальным вопросам, например, опыте ведения домашнего хозяйства, опыте совместной семейной деятельности с детьми, или воспитания детей в семье, где мужчина вынужден совмещать социальные роли отца и матери.
 Возможность обмена практическим опытом стала осно­вой для взаимодействия участников клуба. Практическая направленность является необ­ходимой составляющей такой работы, поскольку для муж­чин важно ориентироваться на результат и заранее знать направление деятельности [3]. Большинство участников клуба говорят именно о ценности информации, полученной в процессе обмена личным опытом, а психологический эф­фект работы в группе (ощущение поддержки, снижения тре­воги) озвучиваются гораздо реже. 
 В ходе встреч применяются технологии семейного и индивидуального консультирования с использованием методов психодиагностики и психокоррекции, проводятся групповые занятия и тренинги, направленные на укрепление детско-родительских отношений в семье, гармонизацию семейной атмосферы. Это могут быть тренинги по арт-терапии [5], тренинги на развитие самопознания[6], развития межличностных отношений[6], коммуникативных особенностей[6], тренинги самопринятия[7], уверенности в себе[9], тренинги на сплочение[8]. Такие практики способствуют выходу родителя из стрессов и мелких беспокойств, помогают членам семье сформировать уважительное отношение друг к другу, преодолеть личные недостатки и реализовать лучшее в себе.      
 Кроме того, встречи в рамках клуба предполагают совместный досуг семей с детьми. Для участников наиболее интересными оказались вопро­сы организации досуга детей (занятия в кружках, спортив­ных секциях), совместного посещения культурных меро­приятий (выставок, театров, экскурсий). Совместный отдых способствует сплочению отцов и детей, помогает укрепить внутрисемейные отношения. Забота родителей обеспечивает детям психологический комфорт, наблюдая папу в беззаботной и расслабленной атмосфере отдыха, ребенок проникается ощущением семейного благополучия и эмоциональной стабильности.        
 Также весьма ак­туальны вопросы, связанные с образованием - как выбрать подходящее учебное заведение, как действовать в кон­фликтных ситуациях, возникающих в школе, что влияет на мотивацию ребенка к учебе.    «Отцы-одиночки» испытывая трудности, в отличие от женщин, в большей степени склонны «замыкаться в себе», переживать горе и стресс в одиночестве [4]. Мужчины меньше проявляют эмоции, необхо­димые каждому ребенку (это один из самых важных момен­тов, которые прорабатываются на занятиях в группе). По наблюдениям психологов, дети, растущие с одино­ким отцом, спокойнее тех, которых воспитывает одинокая мама, но при этом они скованнее в эмоциональном плане. Кро­ме того, мужчине сложно найти новую «половинку» и впи­сать ее в существующую семью - часто дети оказываются не готовы принять новую «маму». Ситуация усугубляются тем, что «отцам-одиночкам» трудно найти тех, кто понима­ет их жизненные проблемы.  Подобные проблемы могут обсуждаться в группе, и при этом участники чувствуют себя безопасно. Для одиноких мужчин, воспитывающих детей, групповая форма работы более приемлема (в силу того, что им проще раскрыться перед такими же отцами-одиночками, чем перед незнако­мым специалистом). Им особенно важна поддержка группы, ощущение общности с другими мужчинами, сталкивающи­мися с аналогичными трудностями. Обмен опытом, воз­можность выслушать мнение другого человека и высказать свое позволяет найти решение проблем вместе с другими участниками. Также в рамках деятельности «Клуба Пап»  были организова­ны встречи с различными специалистами: юристами, дет­скими врачами, логопедами, социальными работниками, со­трудниками районных органов опеки.           
 Далее приведем случай работы с семьей, посещавшей «Клуб Пап».        
 В. воспитывает несовершеннолетнего сына Д., ему 12 лет. Мать несовершеннолетнего умерла 6 лет назад. В. являлся ветераном афганских войн, получал небольшую пенсию, так как средств не хватало, работал неофициально. Со слов отца, Д. был трудным ребенком, конфликтовал со сверстниками и педагогами в школе, имел низкую успеваемость, частые прогулы. Дома с отцом не ладил, В. не мог повлиять на сына, в семье были частые ссоры. Информацию об отделении социальной защиты одиноких отцов В. получил в школе. Первичный этап работы с семьей затянулся, установление доверительных отношений заняло несколько месяцев. Первое приглашение на «Клуб Пап» В. отверг, объяснил свой отказ тем, что он нормальный отец, поэтому не видит смысла участвовать в таком мероприятии, и тем более обсуждать вопросы воспитания своего сына. Решился участвовать в клубных встречах не сразу, долго раздумывал. Однако в результате продолжительной мотивационной работы со специалистом согласился прийти на встречу. На первой встрече много хмурился, вел себя скованно. Д. смотрел на отца и тоже не мог раскрыться, но в ходе работы постепенно вовлекся, расслабился, почувствовал интерес.
 Смотря на сына, В. тоже заулыбался. За общим чаепитием, слушал внимательно других отцов, их разговор с психологом, но разговорился только в конце. В беседе с психологом В. дал понять, что впечатление осталось положительным, встречей был доволен. После этого стал приходить регулярно, включался в работу, делился впечатлениями, постепенно становясь активным участником встреч. Кроме этого, отец выразил готовность посещать психолога, консультироваться по вопросам детско-родительских отношений, постепенно переходя на более глубокий уровень раскрытия личных проблем. После года работы В. стал лучше понимать Д., конфликтов в семье стало меньше, отец научился предлагать сыну компромиссные решения. Хотя школу для Д. все-таки пришлось поменять, но в новой школе у него появились друзья, пришла мотивация, учиться стало легче.      
 Таким образом, итогом клубной работы должно стать умение отцов самостоятельно растить, воспитывать своих детей и получать от этого удовольствие, кроме этого, самореализоваться в профессиональной и общественной жизни, то есть быть полноценным членом общества. И тогда, словосочетание «отец-одиночка», как впрочем, и «мать-одиночка», забудется.              
 Заседания «Клуб Пап» проводятся один раз в месяц, как правило, в выходные дни. Это опять же связано с большой загруженностью отцов в будние дни. За 2012 год было проведено 9 встреч «Клуба Пап» (16 взрослых, 19 несовершеннолетних). В рамках клуба для клиентов организованы экскурсии в музеи Санкт-Петербурга, занятия на тренировочной базе МЧС России. Участники клуба принимали участие в праздновании Дня отца в ЦПКиО им. С.М.Кирова.

Автор статьи: Молчанов Алексей Андреевич       

Литература:
1)      Кон И.С,  «Ребенок и общество», М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2)      Гурко Т. А. Трансформация института родительства в пост­советской России: Автореф. дис. д-ра соц. наук. М., 2008. 35 с.
3)     Ответственное отцовство: Новые формы социальной работы: Методич.Пособие. -СПб.2010 – 208 с.
4)      Радина Н. К. Изучение гендерной идентичности при по­мощи качественных методов: фокус-группа// Гендерная психоло­гия: Практикум. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. СПб: Питер, 2009., с. 264-282.
5)      Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.
6)      Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.
7)      Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.
8)      Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999.- 176с.
9)      Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. - СПб:. Речь, 2008.-230с.