Статьи

« Назад

Про активных и неординарных.  01.07.2016 06:38

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) один из самых распространенных синдромов, который ставят неврологи в настоящее время. Если Вы решили ознакомиться с этой статьей, то наверняка Вашему ребенку либо уже поставлен неврологом этот диагноз, либо Вы наблюдаете некоторые проявления этого синдрома и нуждаетесь в рекомендациях, которые облегчили бы Ваше взаимодействие с сыном или дочерью. Учитывая, что основным проявлением данного синдрома являются трудности в поведении (чрезмерная двигательная активность, импульсивность, речевая активность, расторможенность, часто агрессия, быстрая потеря интереса к деятельности, требующей умственных усилий), то в психологической помощи нуждаются не только сами дети, но и их родители, воспитатели, учителя. Все они нуждаются в эмоциональной поддержке, своевременном отдыхе, возможности восстанавливать собственные ресурсы. Необходимыми качествами при работе с детьми являются: терпение, выдержка, высокий самоконтроль, такт и понимание.
    Причины возникновения СДВГ различны. Это и нарушения в период внутриутробного развития, и, минимально, мозговые дисфункции, и генетическая предрасположенность, и ошибки в воспитании. В некоторых случаях назначается медикаментозное лечение. Но, откровенно говоря, многие специалисты признают, что данный синдром не лечится, а дети, взрослея, каждый в меру своих возможностей, старается приспособиться, адаптироваться к взрослой жизни.            
Что же важно знать, а главное понимать родителям детей с СДВГ?
·         Дети не виноваты в том, что ведут себя «плохо». Их поведение не является целенаправленным желанием нам «насолить». Они ведут себя так потому, что зачастую по-другому просто не могут. Им приходится много двигаться вследствие недостаточного развития вестибулярного аппарата. Чтобы оставаться «в сознании», они вынуждены постоянно крутиться и вертеть головой. Для того, чтобы сохранить концентрацию вни­мания, дети применяют адаптивную стратегию (активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности). Поэтому, если ваш ребенок учит стихотворение, пытается запомнить правило, иностранные слова и при этом «извивается, как уж на сковородке», не надо его сдерживать и кричать, чтобы он сидел тихо. Ребенок, таким образом, пытается сконцентрироваться!
·         Если ваш ребенок говорит без устали, так это от того, что у него не сформирована внутренняя речь, и он просто проговаривает то, о чём обычно мы думаем.
·         Для многих гиперактивных детей характерна низкая потребность во сне. Ожидание, что ваше «чадо» проспит положенное возрасту количество часов, а вы передохнете, будет напрасным. Вашим помощником будет четко выработанный режим. Важно знать, что при переутомлении эти детки становятся еще более активными, расторможенными, они не чувствуют усталости, не осознают, что с ними происходит. Родители должны проявлять наблюдательность и обучать детей прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
·         Трудности во взаимодействии могут быть связаны с эмоциональной незрелостью, поверхностностью переживаний, проявлением недостаточной чувствительности. Именно развитию этих качеств необходимо уделить достаточное внимание. Детям можно читать книжки, где герои испытывают различные переживания, больше обсуждать с ребенком собственные чувства. Акцентировать внимание на проявление сочувствия, сопереживания, оказание помощи, поддержки, как самому ребенку, так и обучать проявлению этих качеств по отношению к другим людям.
·      Формировать у ребенка систему ценностей. Ребенок должен четко знать что разрешено, а что недопустимо ни при каких обстоятельствах. Обсуждать с ребенком разные житейские ситуации, с помощью вопросов стимулируя его к анализу произошедшего. «Как ты думаешь, почему он поступил таким образом?». «А что произойдет, если он сделает это? Какие возможны варианты?». «Мне кажется, это связано с тем, что..., а ты как считаешь? А что ты думаешь по этому поводу?». Попытки ребенка самостоятельно ответить на вопрос больше стимулируют анализ, чем многократные объяснения родителей.
·         Родителям важно всегда помнить, что ругать и наказывать следует исключительно за поступки. Ни при каких обстоятельствах не осуждать и не оценивать личность ребенка.
·       Корректировать поведение необходимо игнорированием демонстративного поведения. Если ребенок соблюдает правила - поощрять, позитивно подкреплять.
·      Детям крайне тяжело соблюдать определенные требования, т.к. волевые процессы у них не сформированы. Они не могут выполнить то, что обещали. Им просто не заставить себя. Выполнение действий, требующих волевых усилий, вызывает трудности. Чем раньше вы сформируете «привычку» трудиться, тем меньше у Вас будет сложностей с оказанием помощи в обучении в будущем. Пресловутая лень, нежелание учиться, отказ от любой деятельности, нежелание «напрягаться» связано, как правило, с тем, что ребенок не приучен прикладывать усилия, преодолевать себя.
·      Необходимо учитывать, что из-за недоразвития волевых центров, дети ведут себя импульсивно. Импульсивные люди часто не делают выводов из произошедшего, не могут восстановить причинно-следственные связи, не отдают отчета в том, что какие-то события могли случиться по их же собственной вине, обладают слабой способностью к предвидению. Имеют низкую способность к анализу пережитого опыта и саморефлексии. Крайнее нетерпение корректируется собственным примером выдержки, спокойствием, уравновешенностью. Можно предложить задания, игры, целенаправленно формирующие данные качества.     ·         Гиперактивным детям характерно проявление эгоизма (сильное «хочу» и слабое «надо»). Это не поиск собственной выгоды, а сложность удержаться от сиюминутных желаний и побуждений. Необходимо именно обучать учитывать интересы других, проявлять заботу, оказывать внимание.
·         Свойственна ведомость, склонность к формированию различных зависимостей. Во избежание трудностей в подростковом возрасте, когда актуализируются все эти проявления, родители должны формировать критичность мышления у своих детей, способность выражать свою точку зрения, развивать прогностические способности (понимание к чему может привести то или иное поведение), умению сказать «нет».
·     Необходимо правильное введение ограничений в неконтролируемые желания и нежелательные эмоциональные проявления. Ограничения вводятся по трёхшаговой системе: 1) принять потребность ребенка и показать ему, что Вы поняли, что он хочет, что чувствует, и не видите в этом ничего плохого (каждый имеет право на желания и чувства); 2) ввести ограничение: так, как этого хочешь ты (так, как ты это показываешь) - это невозможно; 3) предложить альтернативы: родитель предлагает ребенку другой вариант, который учитывал бы потребности или чувства ребенка, но не задевал бы личные интересы родителя. «Я вижу ,что ты злишься, но я не позволю тебе меня толкать и кричать на меня. Если ты спокойно мне объяснишь, я тебя выслушаю». Разговаривать с гиперактивным ребенком необходимо глядя ему в глаза (присесть и установить контакт глаз, для установления телесного контакта, можно взять за руку). В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности. Детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако, количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
·         В школьный период будьте готовы к тому, что ваш ребенок, возможно, будет испытывать сложности в письме и рисовании (мелкая моторика очень часто не развита). Им с трудом удается научиться завязывать шнурки, плести, застегивать пуговицы и т.п. При этом, они могут с легкостью собирать сложные конструкции, например, из конструктора «Лего». Частыми являются трудности в чтении, счете, в запоминании таблицы умножения.
·         В доступной форме ребенку необходимо рассказать о его особенностях, чтобы он понимал, что с ним происходит, почему он вызывает так часто раздражение у окружающих, а главное, научился понимать и принимать себя.
·         Полезны для детей с СДВГ занятия в театральной студии (проявлять демонстративность, артистичность), командный спорт (выражать двигательную активность, соблюдать правила, учитывать интересы других, понимать невербальные проявления товарища по команде), занятия шахматами (способствуют развитию прогностических возможностей, логических, аналитических способностей), посещение групповых психологических тренингов (для получения обратной связи о собственном поведении).
·     Противопоказаны длительные просмотры телевизора, игра на компьютере (легко формируется зависимость, т.к. нервная система крайне восприимчива).
·         Физические наказания недопустимы! Агрессия родителей порождает проявление ответной агрессии у детей (обычно проявляется в детском саду, школе, где могут отыгрываться на младших детях). Помимо уже имеющихся трудностей в поведении, Вам придется решать еще и эту.
   Несмотря на то, что синдром не поддается медикаментозному лечению, своевременная диагностика и последующее медицинское сопровождение все-таки необходимо. ЭЭГ-исследование позволит оценить состояние лобных отделов мозга, а УЗДГ - сосудов головы и шеи (особенности мозгового кровообращения). Врач-невропатолог поможет ребенку облегчить его состояние, назначив терапию, направленную на улучшение функционального состояния мозга ребенка.
    Детки с СДВГ очень нуждаются в безусловной любви и принятии, а их родители в поддержке, участии и уверенности, в том, что их ребенок неординарен, имеет уникальные возможности и обладает колоссальным потенциалом!
    Указанные минусы напрочь перекрывают плюсы, которыми обладают гиперактивные мальчишки и девчонки.
    Это яркие, невероятно творческие, артистичные личности. Легкие, общительные, с тонким чувством юмора. Всегда жизнерадостные и энергичные, схватывающие все, буквально на лету (если для них это важно и интересно). Всегда готовы помочь, жаждущие приключений, общения, любящие экстрим и непредсказуемые ситуации.

 

Автор статьи – психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 2
Лосюкова Виктория Витальевна